Все новости БИТ Поволжье

Закулисье "Железного предпринимателя" в Нижнем Новгороде

На конкурсах, как правило, рассказывают о правилах игры, её условия, участники стараются показать себя с лучшей стороны, жюри объявляет победителя и всё. Но как же интересно то, что происходит «за кулисами»!

Для того чтобы устранить этот пробел, мы задали жюри несколько вопросов:

1. Понравились ли вам решения команд? Оцените их уровень?
2. По каким критериям вы судили проекты?
3. Слабые места конкурсантов? На что в будущем конкурсантам следует обратить внимание?
4. Отличается ли ЖП в НН от конкурса в других городах?
5. Насколько хорошо участники продемонстрировали ораторские навыки и уровень общей подготовки?

Дмитрий Викторович Сидоров (эксперт ПУЛ "Управление инновационными системами"):

1. Задача была достаточно сложной с технической точки зрения. Как мне показалось, предложенным решениям в целом недоставало оригинальности и ориентированности на рынок. Однако, думаю, что это издержки формата Железного предпринимателя – команды имели в своём распоряжении лишь час. Приятно порадовала победившая команда "Акулы бизнеса", сумевшая придумать наиболее технически реализуемое решение, а также построить вполне адекватную экономическую модель будущего бизнеса.
2. Во-первых, оригинальность идеи, во-вторых, её техническая реализуемость. В-третьих, перспективы на рынке, ну и, в-четвёртых, качество презентации, конечно.
3. Здесь три составляющие, недостаток которых в разной степени был у всех команд:
- умение всё просчитать: это только на первый взгляд касается лишь технической стороны решения, а на самом деле, является ключом к определению финансовой эффективности будущего бизнеса.
- ориентированность на рынок: многие команды шли по пути "о, отличная идея, давайте теперь посмотрим, кому это может пригодиться". Правильный вопрос, который нужно было себе задать - "кто за это готов заплатить и сколько?"
- умение глядеть на ситуацию со стороны: только это позволяет отстроиться от шаблонных решений и сделать нетипичную, запоминающуюся жюри (а в будущем - инвесторам) презентацию.
4. Насколько мне известно, в этом году конкурс оказался очень популярен, 16 команд - в 2 раза больше, чем на московском этапе.
5. Все ребята держались достойно, и уровень их навыков презентации приятно удивил. Хотя, конечно, есть, куда расти.

Константин Евгеньевич Пигалов (директор департамента консалтинга "Marchmont Capital Partners")

1. Решения команд мне понравились в плане изобретательском – как применить заданную технологию на практике. Что касается жизненности предложенных бизнес – решений (commercial viability), то трудно было ожидать супер-прорывов с учетом ограниченности времени на проработку и практического бизнес-опыта у участников.  Именно поэтому уровень команд я в большей степени оценивал по тому, как они презентовали решение и справлялись с вопросами жюри. Почти всем это удалось хорошо – сказывается студенческий опыт ответов на вопросы экзаменаторов, даже если не совсем  тему знаешь.
3. Чтобы на более высоком уровне участвовать в таких конкурсах я бы посоветовал немного сместить участникам акценты от креатива в части применения технологии к обсуждению вопроса – а будет ли это востребовано венчурными инвесторами  и почему? Поскольку жюри – это как бы инвесторы, то не тратьте все время на описание полезности вашего решения для страны и мира, а уделите больше внимания проработке вопроса  - кто и сколько будет покупать, почем, какая себестоимость и прибыльность изделий и компании и самое главное – а инвестору то какой интерес в ваш проект инвестировать, сколько вам денег нужно поэтапно и как и когда инвестор их вернет.
4. Не знаю, не видел.
5. Ряд презентаций был на высоком уровне с точки зрения ораторского мастерства. Мне особенно понравилось когда выступали группы из трех-человек со сменой говорящих по мере выступления – это безусловно выигрышный вариант. Ну и женский шарм при наличии в группе тоже прибавлял плюсов выступающим.
Поскольку задача этого конкурса – оценить, как команды решили одну и ту же техническую/бизнес проблему и подали её инвесторам, то вторая составляющая, даже при одинаковых технических/бизнес решениях, определяет рейтинг команды.
Желаю победителям и всем участникам еще раз потренироваться в части презентации инвестиционных проектов – и больших вам будущих успехов!!!

Иван Пуцман (менеджер проектов, юрист-консультант Бизнес-инкубатора НИУ  ВШЭ):

1. С одной стороны, я видел презентации только половины участвующих команд плюс выступление команды-лидера второго потока, проходившего в соседней аудитории. С другой стороны, я подозреваю, что выступления по полупотокам были в определенном отношении схожи. На мой взгляд, по уровню команды подобрались в равной степени творческие, целеустремленные и активные, а значит - сильные. 
3. После просмотра выступлений команд даже как-то не хочется использовать слово "слабые". Есть некий базовый набор пунктов, касающийся презентации проекта, над которыми нужно работать всем и каждому, поскольку это критически важно как в рамках деловых игр, так и в целом, для презентации идеи эксперту/консультанту/инвестору.
В этот список пунктов я бы обязательно включил, во-первых, умение презентовать свою идею в кратких, емких формулировках, без использования вычурных конструкций и нагромождения терминов. Это выглядит солидно и потому привлекает при подготовке презентации, но на деле нисколько не способствует налаживанию контакта с жюри в рамках деловой игры или с инвестором в рамках деловых переговоров.
Во-вторых, очень важно уметь раскрывать проект со всех сторон, при этом укладываясь в отведенное время. Конечно, необходимо подробно объяснить детали технологии или услуги, однако без, к примеру, освещения такого вопроса, как целевая аудитория будет не совсем понятно, имеет ли команда проекта видение того, как эту технологию/услугу продвигать.
В целом, успех в данном случае складывается из нескольких факторов. Опыт, уверенность, определенная степень нахальства и напористости.
4. Да, отличия от той же деловой игры в НИУ ВШЭ в формате конкурса были весьма значительны. Во-первых, принцип формирования команд. Бизнес-Инкубатор, организующий проведение "Железного предпринимателя" в ВУЗах Москвы, придерживается принципа формирования команд методом случайного выбора. Это, конечно, усложняет задачу для участников, однако эта сложность является одной из особенностей деловой игры "Железный предприниматель". Во-вторых, случаи, когда ввиду количества команд выступления и состав жюри приходится делить на два потока, очень редки, хотя это несомненно добавляет интереса в проведение конкурса.
5. Ораторские навыки - это всё-таки навыки нарабатываемые. Не берусь оценивать по какой-то шкале, однако навыки публичных выступлений у команд (впрочем, как и везде, в силу неопытности, в силу формата конкурса, в силу огромного количества факторов) хромают, и над этим нужно работать. Уровень общей подготовки отличный, команды разбираются в бизнес-моделях, ключевых моментах для построения бизнеса, это чувствуется из презентаций и из обсуждений внутри команд при подготовке презентаций.      

 Специальный вопрос: В каких городах самые активные ребята/качественные проекты?
Думаю, на этот вопрос я смогу ответить более-менее точно только к финальной игре. Определенно могу сказать, что игра в Нижнем Новгороде по энергетике, на мой взгляд, обошла игру, проводимую в московской "Вышке".

Все новости БИТ Поволжье

Стратегический партнёр:
Авторизация:
Логин:
Пароль:
Вход
Финалы конкурса БИТ 2011-2012